Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 12.05.2024, 13:15

Лев-Толстовская СОШ - дистанционное обучение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Учителям от школьного психолога

Психологические знания - это то, что помогает учителям легче выстроить свою работу. Учителю бывает некогда сходить на консультацию к психологу для того, чтобы изучить себя, свой стиль мышления, поведения, свои индивидуальные особенности.В этом разделе публикуются некоторые заметки, которые помогут вам лучше понять себя и своих учеников.

 

Эффективное взаимодействие классного руководителя с родителями

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Более того, консультации необходимы не только родителям групп риска, но и благополучным семьям.

В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой встречаются дети эмоционально неустойчивые. Нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.п.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

- Поднимать авторитет семьи;

- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

- Учитывать интересы родителей;

- Опираться на жизненный опыт родителей;

- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;

- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

- отсутствие опыта группового взаимодействия;

- закрытость родителей;

- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Я думаю, что у неопытного педагога актуализируется своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. А мифы отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем в этом разобраться.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

Миф 2. У другого учителя (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.

Учитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как родительские встречи-собрания.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.

Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.

Отделив реальность от мифов, вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Формы взаимодействия с семьей.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие - успеваемость, воспитательные мероприятия.

Тематические носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.

Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Так как каждая встреча учителя с родителями, особенно с большими группами родителей, несет определенный стресс, будет уместно вспомнить на этом занятии о способах регуляции и саморегуляции организма.

В заключение - обратная связь (Что понравилось? Что не понравилось? Замечания и пожелания ведущему) и благодарность участникам за активную работу на занятии и пожелания успехов в работе.

 

Приемы повышения интереса к уроку.

Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы:

• обогащение содержания урока за счет привлечения дополнительного занимательного материала;

необходимо такое начало урока, где есть интересный материал по теме урока (показ старинной книги, журнала, использование видеотехники и т.д.);

• внести в урок материал, связанный с деятельностью самих школьников (участие в археологических раскопках, географических и фольклорных экспедициях, турпоходах, поездках по историческим местам и т.д.); аналогичное использование краеведческого материала, особенно взятого из школьных музеев, кабинетов и т.д.;

• применение элементов дискуссии (особенно при организации коллективной познавательной деятельности).

Приемы, активизирующие мышление.

Из всех познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи - школьники менее всего опираются именно на мышление, а чаще всего — на память. Это связано с тем, что мышление как самая мощная познавательная функция возникает только в ситуациях личностного затруднения, т.е. в проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, которая сопровождается состоянием удивления, недоумения, неопределенности, тревоги за состоятельность человека как личности. Это неизбежно вызывает творческое мышление, активную мотивацию преодоления умственной трудности (наподобие спортивного азарта), эмоциональную разрядку при обнаружении путей решения проблемы, что обеспечивает прочное запоминание материала, привычку заниматься умственной работой, высокую личностную удовлетворенность тяжелым умственным трудом.

Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу (мотивационную, волевую и эмоциональную) для успешного выполнения работ творческого ха­рактера.

Проблемные ситуации можно вводить на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным и гуманитарным.

Основные признаки проблемной ситуации:

• задается трудный вопрос, но доступный для учащихся;

• вопрос должен быть понятным;

• для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания.

Методика и техника создания проблемных ситуаций подразумевают введение двух неразрывно существующих, но взаимоисключающих понятий, мыслей, идей, фактов, оценок;

• разработку и постановку проблемных вопросов перед учащимися;

• личностное приобщение их к событиям, обсуждаемым на уроке.

Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
uCoz